16 января отмечает свое 85-летие мэтр узбекского кинематографа - народный артист Узбекистана, актер, сценарист, режиссер, обладатель призов престижных мировых киносмотров, а также педагог в Государственном институте искусств и культуры Шухрат Аббасов. «Ты не сирота», «Ташкент - город хлебный», «Об этом говорит вся махалля», «Озорник» и еще ряд выдающихся кино- и театральных работ полвека назад открыли для нас - обычных зрителей - имя этого замечательного мастера. О творческой судьбе Шухрата Аббасова можно говорить долго и с придыханием - за его плечами целая киноэпоха, отмеченная громкими премьерами, великими именами, миллионами зрителей. Но сегодня, накануне юбилея, мы попросили Шухрата Салиховича рассказать не об успехе, а о самом начале своей жизни, опыта, творческого пути… Монолог получился просто завораживающим. Итак, слово мэтру…
Детство
…Когда мне исполнилось полгода, мать и отец из Коканда, где мы тогда жили, поехали в Москву - учиться. Отец, по специальности врач, очень любил животных, поэтому в подмосковной Балашихе поступил в Институт пушного хозяйства и впоследствии стал работать в каракулеводческой отрасли. Мама училась в московской консерватории по классу вокала, а еще прекрасно играла на дутаре. В Балашихе мы прожили до 1938 года, затем уехали в Кашкадарью, где в то время стали массово разводить каракулевых овец: кашкадарьинский каракуль и сейчас знаменит на весь мир. Я помню ночь, когда мы приехали в Касан с вокзала на большой арбе. После городских пейзажей то место казалось мне абсолютно диким и заброшенным.
Отец
…Мой отец умер в 35 лет от разрыва сердца. То было военное время. Мы жили в Мубореке, папа был председателем совхоза. Тогда мама и сестра заболели тифом и оказались в больнице. Мой только родившийся братишка прожил всего 9 дней, так как его по морозу пришлось носить к кормилице, жившей очень далеко. Малыш не выдержал суровых условий и покинул нас. Следом за ним, через 9 дней, ушел и отец, не в силах пережить свалившихся на него бед. А ведь их можно было избежать! Отец не раз просился на фронт, но его не отпускали, говорили: «Хороший специалист, без вас не справимся…». После похорон мать не раз говорила: «Уж лучше бы на фронт ушел…». Так и получилось, что она одна воспитывала нас с сестрой.
Первый опыт
…Работать я стал в 12 лет: был сначала пастухом, потом учеником брынзомастера. Арбакешем возил молоко для раненых солдат, разливал еду, помогал кормить тяжелобольных - держал им головы и заставлял пить молоко хоть по каплям. Однажды наши медсестры нашли в каком-то журнале скетч и решили сделать по нему импровизированную постановку. Небольшая роль досталась и мне. По сюжету искалеченный на войне солдат боится возвращаться домой и показаться на глаза своей красавице-жене. Пока он мучается сомнениями, приходит новость о том, что его супруга вышла замуж. Я прочитал свой монолог, остался очень довольным собой, и вдруг один из зрителей - раненый солдат - ударил меня костылем по голове, разбив ее до крови. Он закричал: «Кто дал тебе такую роль?! Ведь ты лишаешь каждого из нас надежды! Любой боится предательства и ежедневно ждет подобных вестей!». С той поры и на всю жизнь я запомнил, что нельзя отнимать у людей надежду, и эта идея проходит через мои фильмы. Каждый финал провозглашает мысль - надо любить жизнь, верить в добро. В очередной раз я убедился в этом, будучи в Вашингтоне, где на фестивале узбекского кино демонстрировали мои картины «Ты не сирота» и «Ташкент - город хлебный». Насколько они современны и сейчас было видно по реакции зрителей самого разного возраста. Сегодня во всем мире не хватает человечности, доброты, может, поэтому многие люди плакали. Тем более что истории моих героев не придуманы: это наши жизни, судьбы. Я не отношусь к тем деятелям, кто снимает профессионально, но в отрыве от жизненных реалий. Есть один забавный литературный анекдот: пришел к Достоевскому корреспондент и попросил его что-нибудь сочинить для их журнала. А тот ответил: «Так вам не ко мне, а ко Льву Николаевичу надо. Это он у нас мастер сочинять». Кстати, Достоевский действительно не сочинял, а изучал, постигал жизненные явления. И даже днем писал в темноте, за шторами, при свете свечей, чтобы никто и ничто не мешало углубиться в тему.
Кино
Еще в Балашихе отец ежедневно, уходя на занятия, раскладывал на столе стопки денег - на кино. Мне было тогда шесть лет. И первым фильмом, который я увидел, был «Большой вальс» о жизни Иоганна Штрауса. А первым идеалом женской красоты стала польская актриса Милица Корьюс, сыгравшая в нем одну из главных ролей. И я нередко себе под нос напевал «Сказки Венского леса». Тогда же я впервые увидел Чарли Чаплина в таких известных картинах, как «Новые времена» и «Огни большого города». Это было в 1936 году. Кадры из этих шедевров до сих пор входят во все мои фильмы.
Ташкент
…После окончания 4-го класса мама отправила меня учиться в Ташкент к моей тете. Сама она была певицей, а ее муж - директором кинокартины на «Узбекфильме». Рядом с тетиным домом находился медицинский техникум, директор которого был ее хорошим знакомым. И она попросила, чтобы меня определили туда на учебу. В то послевоенное время расплодилось несметное число бандитов и воров. Родные беспокоились, как бы от безделья я не влился в дурную компанию. Но будучи зачисленным в учебное заведение, я абсолютно не проявлял желания учиться, особенно в области точных наук. Умудрялся получать пятерки только по литературе, а все остальные предметы выше «пары» тянуть не желал. Маме не раз говорили, что «горбатого могила исправит» и «химик из него не выйдет».
Театр
Однажды к нам в техникум пришел актер из театра Горького и предложил открыть кружок самодеятельности. Я принял в этом самое активное участие. Сыграл в пьесе Любимова темнокожего мальчика Снежка, за что получил премию на городском конкурсе. Впоследствии брался за роли самого разного плана. И вот однажды к нам на занятия в кружок приехал известный актер Хамза Умаров. Он прибыл прямо на репетицию, увидел меня на сцене и сразу потащил к Верхацкому - ректору театрального института. Вуз был только создан, и шел всего второй набор. В первом его выпуске числился такой замечательный актер, как Леонид Броневой, а во втором вместе со мной учился еще один прекрасный артист - Роман Ткачук. Когда мы были на хлопке (годы послевоенные, голодные), углядели зайца и решили его поймать. Конечно, не для зоокабинета, а банально сварить и съесть. Наше «мясо» удирало весьма резво. Тогда мы, как заправские охотники, решили его обхитрить. Договорившись, обошли с двух сторон и выскочили из-за кустов аккурат навстречу друг другу. Зайца не поймали, зато лбами столкнулись так, что есть уже расхотелось (смеется).
Но вернемся к Верхацкому, который стал моим первым педагогом в режиссуре. Никогда не забуду, как он сказал мне: «Шухрат» переводится как слава. Вы должны оправдать такое театральное имя!». Я оказался на кафедре у Иосифа Вениаминовича Радуна. Он хвалил меня, считал хорошим актером, поэтому для меня было полной неожиданностью его предложение заняться режиссурой. И хотя я не хотел этого всей душой, мечтая только об актерской карьере, он сумел-таки меня уговорить. Главным аргументом стало то, что в тот момент остро не хватало национальных режиссерских кадров. Словом, я согласился, и быстро понял, что в актерском деле нельзя создать ничего путного, если брать одним лишь опытом. Нужны страсть и талант, которые, кстати, могут быть не только у профессиональных артистов. Один мой знакомый режиссер поехал как-то в командировку, и вернулся оттуда… с двумя трактористами. Просто услышал, как они поют, работая в поле, посадил в машину и увез. Один из этих самородков - Саттар Ярашев - стал оперным певцом, а второй, Абдуллажон Ахунов, - актером театра музыкальной драмы.
О сожалениях
Последними словами Станиславского перед смертью были: «Мне бы еще годика три-четыре, я бы всю систему переписал заново». Это было сказано для того, чтобы его школу не сделали догмой. Поэтому следом за ним пришли Вахтангов и Мейерхольд - каждый со своими неповторимыми идеями. Да, всем нам приходится о чем-то сожалеть, у каждого за спиной свои ошибки. Хотя, если честно, в фильме «Об этом говорит вся махалля» я бы и сейчас не поменял ни единого слова или кадра. И в картине «Ташкент - город хлебный» снял бы того же мальчика Владимира Воробья. Я всегда выбирал только те темы, которые меня грели, и старался все делать искренне, с верой, не ради денег. Бывало по три-четыре года ничего не снимал: не было средств даже на газету, пока не находил то, что считал интересным. Каждая картина давалась настолько тяжело, что потом приходилось по три-четыре месяца лежать в больнице. Все потому, что обязательно возникала борьба за право выхода на экраны.
Я всегда был эмоциональным в работе. Сгоряча шел на риск, переделывал что-то в чужих пьесах, предлагал свои варианты. В любом сценарии мог ввести доработки из области собственной фантазии. И сделал вывод, что врать - великое искусство, так же, как и мгновенно отвечать на любой выпад.
О вере
Когда-то мой сын попал в аварию, и перед операцией врач спросил меня, есть ли у меня еще дети. Перехватив мой удивленный взгляд, он поспешил объяснить, что ногу придется ампутировать. Но, если я не согласен, вмешательства не будет, однако долго сын не проживет. Я отказался от операции, но не потому, что было наплевать, а потому, что верил - сын выживет и без ампутации. Так и случилось - сейчас он в полном порядке. Вот и с фильмами - в каждую картину я вкладывал душу, давал ей жизнь и верил в нее. Думаю, надо снимать для себя, тогда работа обретет мощное дыхание. А если работать под начальника или цензора получится однодневка.
Планы
…Мои планы - это эпическая картина «Мирзо Улугбек», съемки которой сегодня приостановлены из-за недостатка средств. Есть потрясающий сценарий «Джалолиддин Мангуберди», в этом проекте должны быть задействованы пять стран.
Напутствие
...К сожалению, сегодня слишком много ненависти, человеческой (или нечеловеческой) вражды. И мне бы очень хотелось, чтобы мои картины делали то дело, для которого они появились на свет, - возрождали ценности гуманизма и предлагали миру разделить их между собой. Да, главное - спокойствие на всей планете! Ведь именно тогда особенно хочется жить и работать!
Шухрат Салихович Аббасов награжден:
- орденом «Эл-юрт Хурмати» (1998 г.);
- медалью «Шухрат» (1994 г.).
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
- «Об этом говорит вся махалля» (1960 г.);
- «Ты не сирота» (1962-1963 гг.), приз Международного кинофестиваля во Франкфурте-на-Майне,1963 г.;
- «Прозрение» (1965-1966 гг.);
- «Ташкент - город хлебный» (1967-1968 гг.), приз фестиваля в Алмате за лучшую режиссуру и лучшее изобразительное решение, 1968 г.
- «Драма любви» (1971 г.);
- двухсерийный историко-биографический фильм «Абу Райхан Беруни» (1974 г.), который демонстрировался на IV Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Латинской Америки в Ташкенте. Картина удостоена Главной премии VIII Всесоюзного кинофестиваля в Кишиневе (1975 г.) и приза «Золотой дельфин» на Международном кинофестивале в Тегеране (1977 г.);
- «Маленький человек на большой войне» (1990 г.);
- «Отчие долины» (1997 г.);
- «Дилор, Дилор, дил ва ор» («Дилор, Дилор, душа и стыд») (2015 г.).
РОЛИ В КИНО (эпизоды):
- «Птицы наших надежд» (1976 г.);
- «Тайна красоты» (2006 г.).
Факт
В 1958 г. Шухрат Аббасов снял свою первую короткометражку «Васисуалий Лоханкин» в товариществе с еще одним общепризнанным корифеем большого экрана Георгием Данелия. В этом фильме, к слову сказать, играли ни много ни мало - Евгений Евстигнеев и Галина Волчек.
Записала Ольга ФАЗЫЛОВА
14.01.№2