В Узбекистане принято постановление "О регулировании розничной торговли товарами, подлежащими обязательной цифровой маркировке". Об этом сообщает пресс-служба Кабинета Министров.
Согласно постановлению, до 1 сентября 2024 года будут контролироваться предпринимательские субъекты, занимающиеся розничной торговлей алкогольной, табачной продукцией, пивом, бытовой техникой и лекарственными средствами, чтобы убедиться, что они зарегистрированы в национальной информационной системе "Asl belgisi" и соблюдают требования цифровой маркировки.
Государственный налоговый комитет до 1 августа 2026 года должен представить в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта о привлечении к уголовной ответственности субъектов, импортирующих, производящих и реализующих оптовую и розничную продукцию с поддельной цифровой маркировкой или контрафактную продукцию, с конфискацией этих товаров.
В рамках утвержденного общего штатного расписания будет создано отдельное подразделение из 7 штатных единиц. Основными задачами этого подразделения будут контроль за соблюдением правил цифровой маркировки, борьба с незаконным производством и распространением поддельных товаров, а также обеспечение полноты налоговых поступлений.
Кроме того, до 1 ноября 2024 года должен быть разработан проект нормативно-правового акта, предусматривающий требование о продаже оптовых партий товаров, подлежащих цифровой маркировке, исключительно безналичным расчетом, а до 1 декабря 2024 года - проект закона "О торговле", который будет представлен в Кабинет Министров.
Будут разработаны предложения по введению мер наказания за нарушение правил маркировки для маркетплейсов.
Кроме того, согласно указу президента, подписанному в июне, оборудование, необходимое для маркировки продукции, подлежащей обязательной цифровой маркировке, и импортируемое с 1 июня 2024 года по 1 июня 2027 года, освобождается от уплаты таможенной пошлины.
С 1 сентября 2024 года розничная торговля пивом будет включена в перечень видов деятельности, осуществляемых в уведомительном порядке. Вводится ежемесячный сбор в размере 10% от БРВ (базовой расчетной величины) за право розничной торговли табачными изделиями и пивом.
Цифровая маркировка — это нанесение на упаковку товара специального Data Matrix кода, который хранит информацию о продукте в электронной базе. В результате каждый потребитель может проверить и отслеживать качество товара. Для этого создано мобильное приложение "Asl belgisi", позволяющее потребителям сообщать о некачественных продуктах и получать необходимую информацию.