ГлавнаяОбщество

В УЗБЕКИСТАНЕ ДЛЯ ГРАЖДАН СОЗДАДУТ АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Изрображение 'В УЗБЕКИСТАНЕ ДЛЯ ГРАЖДАН СОЗДАДУТ АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ'

Президент Узбекистана подписал 12 декабря 2017 года Указ «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению».

Как отмечено в комментарии к Указу, прежде всего системой оказания государственных услуг по принципу «одно окно» могут воспользоваться только субъекты предпринимательства. При этом граждане вынуждены самостоятельно проходить сложные процедуры по оформлению документов в разных государственных органах и организациях.

Усугубляет ситуацию отсутствие в ряде государственных органов информационных систем, ресурсов и баз данных, а также низкий уровень их межведомственной интеграции, что не позволяет обеспечить удобное и своевременное получение всего комплекса государственных услуг.

Кроме того, остаются сложными и труднодоступными для граждан процедуры оказания большинства государственных услуг, а механизмы ценообразования на них — непрозрачными, что зачастую вызвано проявлениями узковедомственных интересов.

При обращении в государственные органы граждане в отдельных случаях сталкиваются с необоснованными финансовыми расходами, необходимостью простаивания в очередях, что обусловлено прежде всего низким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий, сохранением стереотипов бумажного документооборота.

На эффективности обеспечения законности в сфере государственных услуг негативно сказывается отсутствие действенной системы контроля и оценки качества оказания таких услуг, в том числе путем дистанционного мониторинга в режиме реального времени и опроса общественного мнения.

Указанные проблемы не позволяют обеспечить широкий доступ населения к государственным услугам, снизить временные и финансовые затраты, связанные с их оказанием, повысить уровень удовлетворенности населения деятельностью государственных органов.

Именно в этой связи принятый главой государства Указ «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению» определяет комплекс организационно-правовых мер по кардинальному повышению качества, оперативности, прозрачности и доступности государственных услуг, основой которого является безусловная реализация благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

В частности, создан отдельный государственный орган — Агентство государственных услуг с территориальными подразделениями, на который возложена ответственность за реализацию государственной политики в данной сфере.

Это обеспечит комплексность и последовательность проводимых реформ, повысит ответственность уполномоченных органов и организаций за качественное оказание государственных услуг. Тем самым обеспечивается формирование четкой организационно-институциональной основы осуществления управления сферой оказания государственных услуг населению.

Теперь принцип «одно окно» будет действовать при обслуживании не только субъектов предпринимательства, но и непосредственно граждан.

Обеспечение бесконтактного взаимодействия с государственными служащими позволит оперативно получать государственные услуги без коррупционного риска для населения, существенно облегчит повседневную жизнь граждан, устранит случаи бюрократизма и волокиты.

Важнейшим нововведением, не имеющим аналогов, является активное задействование в оказании государственных услуг недавно созданных уникальных институтов — Народных приемных Президента Республики Узбекистан.

С учетом положительных итогов деятельности данных институтов, сыгравших существенную роль в организации эффективного диалога государственной власти с населением, налаживании качественно новой системы рассмотрения обращений граждан, предусматривается, что сфера оказания государственных услуг будет находиться под их непосредственной координацией.

В свою очередь на районном (городском) уровне Народные приемные и центры государственных услуг будут функционировать как единое целое, что позволит сформировать эффективную систему оказания государственных услуг.

Помимо эффективной организации деятельности центров государственных услуг, решающим для достижения успеха в данной сфере является внедрение действенных механизмов межведомственного взаимодействия по обмену информацией, прежде всего электронного.

В этой связи в Указе предусмотрены меры по созданию Единого реестра государственных услуг, разработке единых административных регламентов по каждому виду государственных услуг, внедрению информационных систем, ресурсов, баз данных и программных продуктов, а также аппаратно-программных комплексов в Агентстве, его территориальных управлениях и центрах государственных услуг.

Это позволит внедрить важный принцип в сферу оказания государственных услуг «Двигаются документы, а не граждане».

Активное внедрение интернета и мобильных технологий обеспечит в перспективе реализацию идеи, в соответствии с которой услугополучатели посещают государственные органы только при необходимости, а по умолчанию — услуги оказываются дистанционно в электронном виде.

Указом также уделяется отдельное внимание вопросам укрепления материально-технической базы центров государственных услуг. Так, с учетом последовательного существенного повышения количества оказываемых услуг, особенно для граждан, имеется необходимость в полном обновлении зданий и сооружений, в которых обслуживаются услугополучатели.

В этой связи ответственным ведомствам поручено разработать новый облик центров государственных услуг, а местные органы власти будут обеспечивать постепенное обновление зданий с учетом требований Указа.

Утвержден комплекс мер, предусматривающий важные механизмы ускоренного качественного улучшения сферы оказания государственных услуг, в том числе в здравоохранении, лицензировании, налоговой, таможенной и иных сферах, а также разработку мобильных приложений по государственным услугам, оказание услуг с выездом в отдаленные местности, организацию эффективной системы обратной связи с населением с помощью «горячих линий», интернет-ботов на официальных веб-сайтах, социальных сетях.

Другие новости