ГлавнаяКультура

ПАМЯТИ ШУХРАТА АББАСОВА: ПОСЛЕДНИЙ НЕОКОНЧЕННЫЙ ПРОЕКТ...

Изрображение 'ПАМЯТИ ШУХРАТА АББАСОВА: ПОСЛЕДНИЙ НЕОКОНЧЕННЫЙ ПРОЕКТ...'

В эти часы пришла горестная весть: в Ташкенте на 87-м году скончался знаменитый кинорежиссер Шухрат Аббасов.

С его именем связана целая киноэпоха: он снял культовые картины, принесшие славу узбекскому и советскому кинематографу. Его творческая судьба отмечена громкими премьерами, великими именами, миллионами зрителей.

"... На всю жизнь я запомнил, что нельзя отнимать у людей надежду, и эта идея проходит через мои фильмы. Каждый финал провозглашает мысль - надо любить жизнь, верить в добро. В очередной раз я убедился в этом, будучи в Вашингтоне, где на фестивале узбекского кино демонстрировали мои картины «Ты не сирота» и «Ташкент - город хлебный». Насколько они современны и сейчас было видно по реакции зрителей самого разного возраста. Сегодня во всем мире не хватает человечности, доброты, может, поэтому многие люди плакали. Тем более что истории моих героев не придуманы: это наши жизни, судьбы", - говорил в 2016 году Шухрат Салихович в интервью газете "Даракчи плюс", посвященном его 85-летию.

Корреспондент газеты "Даракчи плюс" в марте этого года брал интервью у мэтра, которое, как оказалось сейчас, стало последним...

Приведем это интервью полностью.

Известный узбекский кинорежиссер Шухрат Аббасов в тандеме со своим сыном Нозимом Аббасовым начал работу над новым проектом, посвященным биографии выдающегося писателя и драматурга Саида Ахмада. Художественный фильм под рабочим названием «Саид и Саида» уже находится в производстве. Это первый проект мастера после многолетнего перерыва. Какие надежды он на него возлагает, и как возникла идея картины-посвящения другу? Об этом рассказал сам режиссер.

- Шухрат Салихович, как возникла идея фильма-байопика?

- Дочь Саида Ахмада - Нодира Хусанходжаева - передала мне письма своих родителей, адресованные друг другу, в которых описан один из самых тяжелых периодов жизни - пребывание в лагере для политзаключенных в Джезказгане (Республика Казахстан - прим. ред.). Это были страшные 1950-е. Тогда многие представители творческой интеллигенции попадали в лагеря по навету, клевете. И Саид Ахмад, будучи передовым человеком своего времени, тоже не избежал этой участи.Мы посчитали, что эту историю должны узнать люди. Поэтому Нодира выступила с идеей создания фильма и принесла готовый сценарий, который мы впоследствии доработали.

- Название у картины, тем не менее, романтическое…

- В фильме будет все рядом: и история, и жизнь, и творчество, и любовь… Саид Ахмад и его супруга - прекрасная узбекская поэтесса Саида Зуннунова, искренне любили друг друга. Их дом всегда был очень гостеприимным, а Саида всегда показывала себя как заботливую супругу. Хотя, помню, как однажды обиделась. Мы работали с Саидом Ахмадом, я диктовал сценарий, он печатал его на машинке. Вдруг Саида подзывает меня к себе на кухню и спрашивает: «Я кто?». Я опешил и говорю: «Вы - жена моего друга». Она: «То есть просто жена? Я готовлю для вас, из кухни не выхожу. И больше, по-вашему, ничего не могу, да? Я - не поэт?». Я чувствую ее обиду и говорю: «Вы - поэт. Я читал все ваши книги». И вдруг она выдает: «А почему тогда со мной не работаете? Я тоже могу написать сценарий». И уверен - могла бы. Она посвятила мужу целый пласт своей поэзии. О такой любви надо рассказывать, писать, слагать поэмы.

- На каком этапе сейчас идут съемки?

- Пока на самом начальном. Выбираем натуру - этим занимается мой сын Нозим Аббасов. И у него сложная задача, ведь надо воссоздать атмосферу лагеря. Нозим уже ездил в Красногорск, под Ташкентом, - там сохранились старые урановые рудники, ищет улицы, интерьеры, которые напоминают город тех лет, еще не отстроенный. Потом начнем подбор актеров. Сейчас я оцениваю певцов, артистов, но не хочу портретного сходства с прототипами. Тем более что сам Саид Ахмад нередко шутил: «В Узбекистане два самых красивых человека - я и Наби Рахимов». Выходит, если мы возьмем портретный вариант - фильм не пойдет. Зритель любит красивых, обаятельных актеров, но я надеюсь первым делом передать образ, душу…

- Каким Саид Ахмад запомнился именно вам?

- У него было потрясающее чувство юмора, не лишенное здравого смысла. А еще он был мудрым человеком, который не принимал поспешных решений. Он никогда не переставал творить, даже будучи в заключении. Еще в лагере он задумал свою гениальную пьесу «Бунт невесток». Потом она была поставлена в театре Хамзы (ныне Узбекский Национальный академический драматический театр - прим. ред.).

- Вы верите в успех «Саида и Саиды»?

- Верю. Это фильм станет одним из лучших, что я когда-либо снимал. Просто сейчас съемки требуют больших затрат, но это временные трудности. Художник всегда сумеет решить проблему.

Режиссер Нозим АББАСОВ:

- Это исторический, сложно-постановочный фильм, с огромным количеством главных, второстепенных и эпизодических ролей, массовки. В общем, большое кино. Для антуража мы выбрали Красногорск, урановые рудники, где будем строить масштабные декорации. А в Янгиабаде, который до сих пор выглядит как старый город советской эпохи (там даже население во многом еще живет по старинке, сохранилась архитектура тех времен), будет воссоздаваться облик Ташкента. Я бы назвал Янгиабад городом-музеем того периода.

- А вы сами насколько хорошо помните Саида Ахмада?

- Я помню многое о нем, ведь знал этого человека с детства. Отец часто меня к нему возил - помню, они с женой жили в Рабочем городке. Относился Саид Ахмад ко мне хорошо, вообще был очень добрым. И это помимо того, что он являлся прекрасным сатириком, удивительно остроумным человеком, выдающимся писателем, который стал учителем для многих поколений драматургов.

- Кого-то из актеров уже приметили?

- Пока нет, но, знаю точно, отец станет искать новые лица. Наверняка избежит, по своему обыкновению, избитых, отработавших во многих картинах звезд. Ансамбль однозначно будет новым.

- Какие еще декорации будут в киноленте?

- В фильме многое связано с Японией и народом этой страны, ведь Саид Ахмад отсидел в лагере с японскими военнопленными. Сейчас мы налаживаем контакты с посольством Страны Восходящего солнца: хотим попросить консультантов по музыке их народа, языку, поведенческим традициям помочь нам. Думаю, японцы уважительно относятся к этому периоду истории и будут рады сотрудничеству. Они уже предложили нам актрису, которая исполнит японский танец в японском саду. Для этого народа ценна и важна память о предках - сколько японцев приезжает в Узбекистан, чтобы посетить и облагородить захоронения родных и близких. А в этой картине переплетутся воспоминания, все оживет. Разве не интересно? Уверен, этот фильм будет услышан.

Мы связались с дочерью Саида Ахмада, Нодирой Хусанходжаевой, которая рассказала о своем выдающемся отце, его творчестве, лагерном периоде жизни и, конечно, о предстоящих съемках фильма.

- …Мой отец, известный узбекский писатель Саид Ахмад, родился в Ташкенте 10 июня 1920 года в семье служащего. Самый младший ребенок в детстве, как папа сам рассказывал, был очень озорным и непослушным. В своих мечтах видел себя то артистом, то художником, то клоуном. Как-то он увидел выступление канатоходца, который в цирке с большой высоты прыгал на кусочки битого стекла. Отец был настолько впечатлен этим трюком, что сразу же решил повторить его. Он разбил несколько стеклянных бутылок, затем взобрался на дерево и прыгнул на осколки… Нетрудно представить, чем все тогда закончилось. После этого прыжка отец долго не мог ходить, ему пришлось целую неделю лежать дома с перебинтованными ногами.

Папа по своей натуре был человеком разносторонним, увлекающимся, а потому и интересным собеседником. Я всегда восхищалась его познаниями в различных областях науки и искусства. Прежде чем стать писателем, отец перепробовал много профессий. Еще подростком он заинтересовался фотографией и поступил в ученики к известному в те времена фотографу Марку Пенсону. Отец учился в медицинском техникуме, педагогическом институте им. Низами (ныне Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами - прим. ред.), художественном училище имени Бенькова (ныне Республиканский художественный колледж - прим. ред.) и даже в ремесленном училище, расположенном в пригороде Москвы. По долгу службы отцу приходилось много ездить по стране. Он вел репортажи со строительства Ферганского канала, освещал в периодической печати освоение голодной степи, коллективизацию, борьбу с безграмотностью на селе. Отец считал своими учителями Абдуллу Каххара, Гафура Гуляма, Ойбека и не раз утверждал, что эти выдающиеся писатели оказали большое влияние на его творчество.

Ольга ФАЗЫЛОВА

Следите за нами в соц.сетях

Другие новости