Государственный таможенный комитет опубликовал комментарий относительно информации, распространенной в СМИ и социальной сетях относительно получения со стороны ведомства сведений, составляющих банковскую тайну.
Это следует из вынесенного на обсуждение законопроекта, отмечал Spot. Сейчас, согласно Закону «О банковской тайне» доступ к этим сведениям могут получить Счетная палата и Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре (если эти сведения необходимы им для осуществления возложенных на них задач). Министерство юстиции тоже может получить доступ, но только если речь идет о негосударственных некоммерческих организациях.
В выставленном на обсуждении на портале СОВАЗ законопроекте ГТК предлагает добавить себя в их число — комитет хочет получить доступ к информации о расчетных счетах, депозитах и остатке денег на них, операциях компаний, занимающихся импортом-экспортом, «если эти сведения необходимы комитету для осуществления возложенных на него задач». Законопроект доступен для обсуждения до 7 ноября.
Как отмечает пресс-служба ГТК, в «Дорожной карте», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2020 года №УП-6005 «О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» предусмотрена разработка Проекта Закона Республики Узбекистан, в соответствии с которым таможенные органы наделяются правом на основании запроса получать информацию в отношении участника внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), являющегося клиентом банка.
В Статье 7 Закона Республики Узбекистан «О государственной таможенной службе» отмечено, что таможенные органы при выполнении возложенных на них задач имеют право запрашивать и получать от банков, финансовых органов и других организаций, а также от физических и юридических лиц сведения и документы, связанные с осуществлением экспортно-импортных операций.
В Статье 9 Закона Республики Узбекистан «О банковской тайне» говорится, что сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются органам прокуратуры, следствия и дознания при наличии возбужденного уголовного дела в отношении клиента (корреспондента) данного банка в целях обеспечения взыскания нанесенного ущерба или наложения ареста на его имущество по мотивированному постановлению следователя или дознавателя с санкции прокурора.
В соответствии с действующим законодательством, государственная таможенная служба является органом, проводящим доследственные проверки.
В то же время на таможенные органы возложена задача осуществления таможенного аудита как формы таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств.
Практика таможенного аудита в зарубежных странах, в частности Великобритании, Испании, Нидерландах, Южной Корее и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) показывает, что право получать информацию от банков, кредитно-финансовых и иных организаций, осуществляющих банковские операции – существует.
В частности, Статья 335 Таможенного кодекса ЕАЭС предусматривает, что должностные лица таможенных органов имеют право с сохранением банковской тайны получать информацию от банков, кредитных и финансовых учреждений для проведения таможенных проверок.
Основной целью разработки законопроекта «О внесении изменений в Закон «О банковской тайне» является:
- применение упрощенных форм таможенного контроля в отношении участников ВЭД за счет усовершенствования системы оценки финансовой устойчивости, добросовестности и соблюдения законодательства на основании информации, имеющейся в таможенных органах;
- снижение доли теневой экономики.
Государственный таможенный комитет сообщает, что готов сотрудничать со СМИ и представителями широкой общественности в публикации объективной и достоверной информации о деятельности таможенных органов.
Короткий номер телефона доверия ГТК РУз: 11-08