1

Электромобили: тенденции, перспективы развития в мире и Узбекистане

Обзор 21.10.2022, 17:46
Теги: Авто, Экономика, Экология
Электромобили: тенденции, перспективы развития в мире и Узбекистане

Эксперты программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) прогнозируют, что уже к 2040 г. в результате глобального потепления на планете возможны необратимые изменения климата, грозящие миру природными катастрофами и беспрецедентным экономическим ущербом.

 

 Основными загрязнителями являются энергетика (25-30%), промышленность (25%) и транспорт (20%).

В этом контексте специалисты ЮНЕП утверждают, что сокращение выбросов, возникающих в результате работы традиционных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), позволит замедлить темпы глобального потепления и улучшить здоровье населения всей земли. Исходя из этого все большую популярность в мире приобретают электромобили, которые активно внедряются в большинстве странах мира, в том числе в Узбекистане.

Так, за последние 9 месяцев текущего года импорт электромобилей в Узбекистан вырос в 3 раза и составил 1 600 автомашин. По оценкам экспертов, данная тенденция будет только усиливаться и уже в ближайшие годы спрос на электромобили составит 30 тыс. автомашин в год.

По мнению специалистов, особый интерес к развитию отечественной электромобильной промышленности обусловлен наличием ряда преимуществ автомобилей с электрической тягой по отношению к машинам с ДВС.

Во-первых, высокий уровень экологичности. По подсчетам аналитиков университета Oxford, машины с электрической тягой производят на 40-90% меньше диоксида азота (от нее ежегодно погибает 10 тыс. чел.), чем автомобили с ДВС. 

Во-вторых, высокая степень безопасности. Отсутствие в электромобилях тяжелых и объемных двигателей и вспомогательных устройств снижает: а) риски получить травмы при любом столкновении; б) центр тяжести, за счет чего машина имеет большую степень управляемости и меньшую склонность к переворачиванию.

В-третьих, низкая стоимость эксплуатации. При сравнении машин одного класса и электротяги, расходы автомобилей на электрической тяге на 100 км обойдутся в 10 раз дешевле, чем машины с ДВС. Более того, электрокары реже требуют технического обслуживания – не нужно менять масло и фильтр двигателя каждые 10 тыс. км. В техосмотр электромашин входит лишь замена масла в тормозных колодках и дисках раз в 40 тыс. км.

В-четвертых, высокая продуктивность. Автомобиль с ДВС обладает низким КПД (в среднем 25%) – из 100 ед. топлива лишь 25 ед. используются для движения, а остальные 75 – тратятся на обогрев машины, преодоление силы трения и т.д. Электромобили же обладают КПД в среднем 90%.

Исходя из изложенного и ожидаемых институциональных изменений и технологических прорывов на мировом рынке электромобилей, наблюдатели прогнозируют 3 сценария развития событий: 1) инерционный сценарий – ожидаемое производство 10,2 млн. в 2025 г. и 19,5 млн. в 2030 г. (7,3% и 12,5% общего объема рынка автомобилей соответственно); 
2) вероятный сценарий – 14 млн. электрокаров в 2025 г. и 25 млн. в 2030 г. (10% и 16% общего объема рынка соответственно); 
3) маловероятный сценарий ускоренного развития – 45 млн. электромобилей в 2030 г. (30% общего объема рынка).

Предпринимаемые в последние годы в Узбекистане активные меры по увеличению числа электрокаров и развитию отрасли в данном направлении положительно оценивается международными экспертами.

Так, в начале года hуководителем страны поручено разработать «Стратегию развития электромобильной отрасли». В связи с этим при разработке столь важного документа специалисты рекомендуют акцентировать внимание на следующие ключевые моменты:

а) на начальном этапе развития оказать государственную финансовую помощь производителям, поставщикам и покупателям в виде субсидий, льготных кредитов, освобождения от некоторых налогов и т.д.

б) создать конструкторские бюро по производству запчастей электрокаров, в целях дальнейшего налаживания собственной линейки электромобилей;

в) обеспечить постоянное переобучение кадров в электромобильной промышленности исходя из новых реалий;

г) наладить необходимую инфраструктуру, в частности, увеличить число быстрых зарядных станций.

Зокир АБДУЛЛАЕВ, руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан

Комментарии

В Приаралье прошел эко-забег и фестиваль "99 блюд Арала" (фото)

20.04.2024, 12:59

18 апреля в рамках Недели туризма Арала в Муйнаке прошли эко-забег Aral Sea Eco Race и фестиваль «99 блюд Арала». В мероприятии приняли участие представители Министерства экологии,...
Парки "Дустлик" и Абдуллы Кадыри в Ташкенте пообещали привести в порядок

20.04.2024, 10:40

Парки имени Абдуллы Кадыри и «Дустлик» (бывш.Бабура) в Ташкенте будут отремонтированы.  На это направят не менее 20 миллионов долларов, сообщил советник министра экологии Расул Кушербаев. Ташкентская администрация...
Злостный нарушитель ПДД сбил насмерть двоих детей в Джизакской области (видео)

19.04.2024, 17:11

Поездка водителя Gentra в Галляаральском районе Джизакской области завершилась большой трагедией.  На дороге, проходящей через махаллю «Октом», он насмерть сбил двух школьников, сообщили в областном УБДД...
В Дубае разбираются с последствиями аномального наводнения (видео)

19.04.2024, 16:01

Международный аэропорт Дубая, один из крупнейших транспортных хабов в мире, ограничивает число прибывающих рейсов с 12:00 по местному времени (13:00 по ташкентскому времени) 19 апреля...
Погода: Ташкент
Курсы валют