ГлавнаяОбзор
22.03.2023 14:51
1892

Философию внешней политики Узбекистана закрепят в статье новой редакции Конституции

Изрображение 'Философию внешней политики Узбекистана закрепят в статье новой редакции Конституции'

В Статье 17 Новой редакции Конституции Республики Узбекистан закрепляется несколько важнейших принципов и норм международного права, которые определяют философию внешней политики нашей страны. 

 

В ней, в частности, указывается, что Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений и его внешняя политика основывается на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств. 

В Статье 17 также отмечается следование Узбекистаном таким принципам как мирное урегулирование споров и невмешательство во внутренние дела других государств.

Внесение данных поправок демонстрирует, прежде всего, принципиально миролюбивый характер узбекской внешней политики, которая всегда основывалась на признании суверенного равенства всех государств, вытекающего именно из примата и универсальности международного права, а не силы. 

При этом нужно особо подчеркнуть, что Узбекистан уже активно реализует данные принципы в практической плоскости своей внешней политики, и это наглядно видно по всем ее ключевым направлениям. В первую очередь, речь идет о Центральной Азии, где Узбекистану не только в кратчайшие сроки удалось улучшить общий политический климат и создать атмосферу реального добрососедства, но и выйти на совместное планирование развития региона на базе многостороннего сотрудничества.

Реализация принципов, закрепленных в Статье 17, показали свою эффективность и в отношении Афганистана. Наша страна всегда последовательно выступала за урегулирование многолетнего конфликта в этой стране самими афганцами путем мирного диалога без вмешательства внешних сил. Благодаря этому Узбекистану удалось выстроить конструктивные и добрососедские отношения с этой страной, даже несмотря на сложные политические трансформации, связанные со сменой власти в августе 2021 года

То, что Узбекистан отвергает любые виды посягательств на территориальную целостность государств и вмешательство в их внутренние дела, предлагая решать все возникающие споры и конфликты мирным путем также является неслучайным, поскольку представляет собой ключевую черту культуры узбекского народа и его традиционной модели взаимоотношения с другими народами.

Логика мирного подхода, которой руководствуется Узбекистан, как показывает исторический опыт, заключается в том, что рано или поздно конфликты и споры достигают момента, когда их приходится завершать путем мирного диалога или переговоров. Тогда возникает закономерный вопрос «Зачем ввязываться в конфликты, которые зачастую приводят к тяжелым гуманитарным и экономическим последствиям, ломая судьбы простых людей, если изначально можно было найти в себе политическую волю и начать искать взаимовыгодное решение проблем или компромисс по ним».

Современная международная ситуация показывает, что, с одной стороны, количество текущих и потенциальных конфликтов и споров в мире только возрастает при этом зачастую наблюдается ужесточение политической риторики, а с другой, фиксируется рост милитаризации, индикатором которой выступает наращивание глобальных военных расходов, превысивших, несмотря на пандемию коронавируса, 2 трлн. долларов и продолжающих идти вверх.

В этой связи, предлагаемые изменения к Статью 17 Новой редакции Конституции Узбекистана, четко говорят о том, что наша страна последовательно придерживается норм и правил международного права, а также декларируют, что она выстраивала и в будущем продолжит выстраивать свои отношения со всеми субъектами мировой политики на миролюбивой и взаимовыгодной основе.

Рустам Махмудов, доцент УМЭД, 

в.н.с. Института перспективных международных исследований (Узбекистан).

Другие новости