Под председательством Президента Шавката Мирзиёева 9 ноября состоялось видеоселекторное совещание по вопросам совершенствования деятельности хлопково-текстильных кластеров, поддержки и повышения производительности отраслей сельского хозяйства.
Влияние обостряющейся обстановки и торговых ограничений в мире чувствуются и в отечественной экономике. В частности, эти факторы негативно сказались на экспорте продуктов питания и текстиля. В этой ситуации наиболее правильным путем является снижение себестоимости за счет повышения производительности сельского хозяйства, увеличения инвестиций в глубокую переработку и создание добавленной стоимости, наращивания экспорта.
В связи с этим на совещании обсуждены меры поддержки сельского хозяйства новыми подходами, организационным и финансовым содействием. Глава нашего государства коснулся каждой отрасли по отдельности и представил новые предложения и инициативы.
Согласно анализу, в этом году в 41 хлопково-текстильном кластере урожай превысил 40 центнеров, а в 9 - менее 30 центнеров. В Джизакской, Кашкадарьинской, Наманганской, Самаркандской и Ташкентской областях из-за низкой производительности и высокой себестоимости рентабельность не превышала 10-11 процентов.
Есть также положительный опыт. Например, в кластере «Навбахор» в Навоийской области новый зарубежный сорт хлопчатника дает в среднем более 70 центнеров урожая с гектара, себестоимость которого почти в два раза ниже, чем в Джизакской области.
Аналогично указаны новые подходы к производству семян хлопчатника. Так, в одном из районов каждой области с низким баллом бонитета, недостаточным доступом к воде и урожайностью менее 30 центров будет разрешен ввоз семян хлопчатника урожайностью более 70-80 центнеров. Также будет прекращена посадки сортов урожайностью менее 30 центнеров с заменой на новые высокоурожайные, разработанные семеноводческими институтами.
Еще одним актуальным вопросом в сфере является нарушение дисциплины взаиморасчетов между некоторыми кластерами и фермерами. 122 кластера имеют долги перед Фондом сельского хозяйства и фермерами. 6 кластерам были предоставлены льготные кредиты, хотя они не располагают производственными мощностями.
Исходя из этого принято решение о внедрении новой системы организации кластеров, организации их взаимодействия с фермерами.
Отныне вновь создаваемым кластерам будут предъявляться требования по достаточности финансовых показателей, производственных мощностей и техники, они будут отбираться на основе открытого конкурса. Они должны будут иметь как минимум двухэтапную переработку.
Фермеры смогут заключать фьючерсные контракты с любым кластером в пределах одного региона. Они также смогут продавать часть урожая сверх фьючерса через биржу.
Также, льготные кредиты в виде 60-процентного аванса на выращивание хлопка под урожай будущего года будут выделяться непосредственно аграриям.
Кластеры же будут финансироваться за счет закупки выращенного хлопка и предоставления средств на сбор урожая. Отдельно средства будут выделяться на глубокую переработку.
Ответственным лицам поручено наладить новый порядок финансирования кластеров и фермерских хозяйств, урегулировать дебиторскую и кредиторскую задолженность между ними. Отмечена необходимость перевода кластеров на международные финансовые стандарты.
Отмечено, что 16 тысяч гектаров садов и 10 тысяч гектаров виноградников имеют низкую продуктивность. Это означает, что они теряют как минимум 3-5 тысяч долларов на гектар, в среднем 100 миллионов долларов в год.
В связи с этим в каждом районе под руководством хокима будет сформирована рабочая группа с участием специалистов сельского хозяйства, органов налоговой службы и статистики, которая будет проводить инвентаризацию садов и виноградников не реже одного раза в год. Если они будут признаны неэффективными, льгота, освобождающая их от земельного налога, будет отменена, налог будет взыскан в полном объеме. Со следующего года будут введены дифференцированные ставки земельного налога для садов и виноградников в зависимости от продуктивности и урожайности.
Также затронуты задачи выращивания продовольственных культур между рядами в садах и на приусадебных землях.
Сегодня в птицеводстве ежегодно производится 690 тысяч тонн мяса и 8,7 миллиарда яиц. Цены на эту продукцию значительно выросли за последние месяцы. Проблема с кормами не позволяет снизить себестоимость продуктов. Поэтому поручено организовать 8 крупных зернохранилищ.
Еще один немаловажный вопрос: у нас в стране отсутствует чистая линия родительского стада птицы первого порядка, вследствие чего приходится импортировать 3 миллиона цыплят. Получение такой линии позволит увеличить производство в 3 раза и снизить себестоимость курятины на 10 процентов. Самое главное, станет возможным экспортировать инкубационные яйца и цыплят на 50 миллионов долларов в год. В связи с этим поставлена задача достичь соответствующего соглашения с компаниями США.
Даны указания по созданию животноводческих кластеров в 25 районах, государственной поддержке предприятий по производству и переработке молока. Также были затронуты вопросы увеличения производства рыбы, строительства водоемов на основе опыта Словении.
На совещании также проанализирован вопрос финансирования аграрной отрасли. Было отмечено, что средства, привлеченные от международных финансовых организаций, не используются в полной мере.
Хотя эти средства привлекаются на 20-25 лет, банки выделяют их предпринимателям на 5-7 лет. Срок рассмотрения проектов для предоставления кредита длится до одного года. Из-за ограниченности направлений использования эти ресурсы малоинтересны предпринимателям.
Поэтому подчеркнуто, что эти ресурсы должны распределяться на привлекательных как для банков, так и для предпринимателей условиях. Принято решение, что срок кредитов на сельскохозяйственные проекты будет продлен до 15 лет с трехлетним льготным периодом, а их рассмотрение сократится до 2 месяцев.
Министерству сельского хозяйства поручено организовать службу внутреннего аудита по целевому использованию средств, выделенных международными финансовыми организациями, бюджетом и банками.
Указано также, что в крупных торговых сетях не созданы равные условия для местных производителей, что влияет на конкуренцию и цены.
Отдельное внимание на совещании уделено вопросу обеспечения поступлений в бюджет. Отмечено наличие недостатков в некоторых районах и городах, несоответствия размера поступлений росту объемов производства, экспорта и инвестиций в этих регионах.
Подчеркнуто, что к осенне-зимнему сезону проведена серьезная подготовка, в связи с чем перед ответственными лицами поставлены задачи по обеспечению регионов природным газом и упорядочению учета его потребления.