Молодой талантливый актер Акбарходжа Расулов особенно запомнился зрителям после фильма Ёлкина Туйчиева «Хаётда», в котором сыграл неординарного одаренного юношу. Драматический талант актера отметили на многочисленных фестивалях, где был показан фильм. Сам же он против разного рода ярлыков и штампов и с удовольствием снимается и в детских юмористических проектах, и в студенческих короткометражках. А вообще у Акбара есть желание выйти за актерские рамки и стать серьезным режиссером. Об этом и о многом другом он рассказал в эксклюзивном интервью.
О славе
- Акбар, в последнее время вы становитесь все популярнее. Был ли период в вашей творческой жизни, когда вы не были уверены в том, что добьетесь успеха?
- Я не очень люблю слово «мечта». У меня есть цель, и я к ней стремлюсь. Еще в юности захотел стать актером и сегодня, выходит, занимаюсь желанным делом. Возможно, именно поэтому многое получается. Мои педагоги - Баходир Юлдашев и Марина Юсупова - не позволяли даже думать о том, чтобы «зазвездиться», или ставить перед собой целью популярность. Увы, она проходит, а работа остается. Кстати, я вовсе не думаю, что знаменит. Наверное, зрителям понравились некоторые картины с моим участием. Есть и те, кто уже знает меня, следит за моим творчеством. Но я считаю, что в моем багаже пока нет ролей, которыми мог бы гордиться.
- Говорят: «Чем выше ты взлетишь, тем больнее падать». Не боитесь, что после успеха может наступить спад?
- Дело не в падении, сам не люблю, когда актеры начинают зазнаваться. Меня учили так: «Зрители должны видеть тебя на сцене, в театре, а не на тусовках». А сегодня некоторые актеры выходят покурить на крыльцо театра или ресторана специально, чтобы зрители подошли пообщаться. А потом томно вздыхают: «Нет, автограф дать не могу, очень занят, съемки…». Для артиста - это полная потеря стыда, я считаю. Мы стали дарить зрителю совсем не те ценности - они знают, что мы едим, пьем, какую одежду носим, - все о нашей личной жизни! В погоне за популярностью выставляем напоказ в соцсетях фото детей, семьи. И чем чаще это делаем, тем больше превращаемся в публичных манекенов для обсуждения.
- Добиваясь успеха, вы чувствуете, что это ваша личная заслуга, выраженная в упорной работе над собой? Или вы все же баловень судьбы, и удача любит вас?
- Если у меня есть талант, то получен он свыше, - от Бога. А вот работа над его развитием - это уже личный труд. Так как любой дар может погаснуть, как костер без подпитки топливом.
«Театр - мой дом»
- Что вам ближе: театр или кино?
- Я работал и работаю в театре. Начинал в ТЮЗе, потом в театре «Дийдор» Баходира Юлдашева. Это мой дом, там я чувствую себя комфортно. У каждого актера должен быть такой дом. Сейчас еще и преподаю актерское мастерство - мой дебют на этой ниве. Очень боялся, ведь это огромная ответственность за судьбу каждого будущего актера. Преподаватель должен быть уверен в том, что говорит, иначе потом при каждой ошибке ученик будет вспоминать его как непрофессионала. А кино - это нечто иное. Вы можете каждый год сниматься в новом проекте, но это не будет домом. Сама профессия киноактера - нестабильна.
«Ухожу от штампов»
- Когда-то вы мечтали сыграть Квазимодо. Грезы изменились, или все осталось по-прежнему?
- Конечно, я все так же хочу примерить образ психологических и трагических персонажей и обыгрывать их так, как сам чувствую. Мне интересны типажи с отклонениями - психическими или физическими, сложные роли, которые меняют тебя от «а» до «я». Если честно, сыграл бы Гамлета, Ромео, хотя знаю, что еще не готов. Тем более Ромео - красавчик, а это не про меня. Но, с другой стороны, тенденции в кино сейчас так меняются, что его может сыграть человек с безобразной внешностью. Но и это, надеюсь, не про меня. Вообще я склонен выбирать роли, над которыми нужно немало потрудиться. Например, образ Деточкина на новый лад - интересная идея. Или вот еще мысль - сыграть актера, показать все страсти и перипетии нашей профессии. Это сложно и увлекательно.
- Всегда ли вам нравятся предлагаемые роли?
- Когда поступает предложение, я читаю сценарий, анализирую его, потом роль. Если она из разряда тех, что вычеркнешь из сценария, а он даже не пострадает - отказываюсь. Но чаще всего мне нравится то, что предлагают. А уже в ходе работы над ролью я сам люблю что-то додумывать, обогащать характер персонажа своей фантазией, эмоциями. Бывают роли - повторы. В этом случае, считаю, нужно уметь отказываться. Иначе несложно стать заложником одного амплуа. Я же стараюсь уйти от штампов.
- Вы очень ярко проявили себя в драматическом жанре. Есть ли желание сняться, например, в комедии?
- Вот, вы уже пытаетесь поставить штамп! Я играл в комедиях, и, кстати, снялся в детском проекте «Зумраша». Это юмористический журнал наподобие российского «Ералаша». Мы с Адизом Раджабовым хулиганим вовсю. Вообще жанров освоить надо много. К сожалению, пока нет возможности сыграть в вестерне, также у нас мало популярен детектив, почти не снимают фантастику, боевики.
- А помните первые сценические выступления? Курьезы?
- Первое хулиганство помню еще в школьное время. В драмкружке мой друг играл Алишера Навои, а я - его учителя. Решили взять напрокат костюмы и грим, отправились в настоящий театр. Взяли, готовимся, а я товарищу приклеил усы не клеем для грима, а… суперклеем. Просто решил пошутить. Я же не знал, какой может быть эффект, а он превзошел все ожидания. Когда отыграли и начали снимать грим, друг так орал на весь зал: «Акбар!», что стены тряслись. Сначала ему мало не показалось, потом мне.
О личном
- В прошлом году вы распрощались с холостяцкой жизнью. Изменился ли ваш привычный уклад?
- Конечно. Если в ваш дом приедет гость, предположим, из Бухары, ваша жизнь уже изменится. Вы будете вставать не в 09:00, а в 07:00, чтобы угостить его свежей лепешкой и каймаком, занять, показать достопримечательности города. И моя жизнь кардинально поменялась с появлением Наргиз.
- По нашим обычаям, зачастую родители сами выбирают невесту для сына. У вас было так же?
- Это был мой выбор. А вообще о семье я стараюсь не говорить. Нельзя быть открытой книгой для всех.
«Хочу быть режиссером»
- Каким вы себя видите через 10-15 лет?
- Как я уже говорил, не люблю мечтать, предпочитаю достигать целей. А вообще вижу себя в режиссуре. Долго к этому готовился, шел, набираюсь опыта. Многие мои ровесники уже снимают фильмы, но я все никак не решусь. Только недавно вот рискнул попробовать себя в качестве режиссера - снял клип группы «Санъат» на песню «Сен ва мен». Вроде получилось неплохо, но не мне судить.
- С какими режиссерами были совместные проекты? Работа с кем запомнилась больше всего?
- Удалось поработать с самыми известными режиссерами. И наряду с этим я много работаю со студентами: снимаюсь в их короткометражках, дипломных фильмах. Самые лучшими учителями за эти годы стали Аюб Шахобитдинов и Ёлкин Туйчиев. Я получал истинное удовольствие от работы с ними, мы понимали друг друга с полуслова. Ёлкин вообще оказал большое влияние на мое личностное становление. Его картины заставляют думать, понимать осознавать себя и окружающий мир по-новому. Мне нравятся его рассказы и сценарии, включая те, которые еще не сняты, но я уже их читал. У нас очень схожи мысли, мировоззрение. Ёлкин не боится отдавать то, что имеет, делится тем, что умеет. Он и Баходир Юлдашев научили меня думать.
- Когда ваш партнер - известный титулованный актер, нет ли смущения или волнения перед ним?
- Нет, наверное, все дело в том, что я пришел в кинематограф в 13 лет, а на телевидение - в 8-9. У ребенка страха не бывает, он просто искренне делает свое дело.
- Есть ли мысли о покорении зрителей других стран?
- Есть не только желание, но и стремление. В моей фильмографии уже есть российские и украинские фильмы. Там законы другие, отношения. У нас могут понять, если что-то не получилось, опоздал, не пришел. А там контракт, по которому будешь работать. Опоздал - плати штраф. Мне бы хотелось сниматься не в США, а в Европе и Азии. Не знаю, пробьюсь ли, но надеюсь. Особенно мечтаю об авторских фильмах иранского и корейского кинематографа, который получил сильное развитие.
- Расскажите о ваших проектах и планах на будущее.
- У меня грандиозные планы: снять свой фильм, сначала короткий метр, затем полный. Потом с этими же картинами, если они удостоятся, поехать на фестивали: Каннский, Азиатский, Венецианский. А затем на отдых в Коста-Рику (смеется). Если серьезно, хочется и дальше учиться чему-то новому, стать мэтром нашего кино, заслуженным и народным, уважаемым. Больше знаний и работы. А пока я думаю, что мы очень мало работаем над собой.
Беседовала Ольга ФАЗЫЛОВА
29.11.2023, 11:01
В Минске состоялась торжественная церемония закрытия 29-го международного кинофестиваля "Листопад". Работа нашего известного кинорежиссера Ёлкина Туйчиева «Эврилиш» была удостоена специальной премии «Кино без границ» Исполнительного комитета...20.11.2023, 08:01
Заслуженный артист Узбекистана Хайрулла Жураев скончался 19 ноября в возрасте 78 лет. Об этом сообщил Творческий союз кинематографистов Узбекистана.Хайрулла Жураев, член Творческого союза кинематографистов Узбекистана, кинорежиссер...16.11.2023, 16:03
По заказу Агентства кинематографии о нашем боксере Баходыре Джалолове снимают фильм «Непобедимый. Дорога в Токио». Выпущен тизер к фильму, сами съемки продолжаются:«Этот фильм рассказывает о международных...07.11.2023, 15:38
Конференция «Мир кино и медиа: новый взгляд на наследие» прошла в рамках VII Международного Конгресса Всемирного общества «Культурное наследие Узбекистана – основа нового возрождения». На конференции...